МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ШАБРЕНИЯ Шабрение как операция, обеспечивающая плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, в инструменталь¬ном производстве применяется редко и вытесняется точ¬ной чистовой обработкой на металлорежущих станках (отделочным шлифованием, шабрящим фрезерованием твердосплавными фрезами, тонким строганием широким резцом и др.). После этих операций прибегают лишь к декоративному шабрению—наведению «мороза». Для шабрения используют разнообразные ручные механизи¬рованные инструменты. Наиболее широкое применение получил легкий пневматический шабер конструкции В. А. Сатина и Б. А. Бромберга (рис. 10, а), осиащенный инструментом из твердого сплава. Пневмати¬ческий шабер состоит из роторного ппевмодвигателя 1, планетарной передачи 2, конической зубчатой передачи 3, кривошипного механизма 4 и лезвия шабера 5. В зависимости от количества подаваемого воздуха ротор может развивать скорость от 8000 до 12 000 об/мин, а планетарный механизм снижает число оборотов в 10 раз, что обеспечивает ровную работу передачи и плав¬ность хода рабочего инструмента. Вес пневматического шабера около 1,5 кГ. При шабрении больших плоскостей (например конт¬рольных плит) используют пнев мо-магнитный шабер конструкции П. П. Ильина Он состоит из корпуса 9 с электромагнитами 10 и 11, пневматического двигателя 18, редуктора 8 и лезвия 14. Вращательное движение от пневматического двига¬теля кривошипно-шатунным механизмом 12 преобразует¬ся в возвратно-поступательное движение рычага резце¬держателя 13, в гнездо которого вставляется лезвие ша¬бера, изготовляемое из твердого сплава марки ВК6 или Т15К6. При включении микровыключателя 7 срабатывают электромагниты 10 и 11 и корпус шабера прижимается к обрабатываемой поверхности. Винтом 15 регулируют давление шабера на поверхность, а гайками 16 и 17 уста¬навливают толщину'стружки и длину хода лезвия. Мак¬симальный ход лезвия 40 мм, число двойных ходов в ми¬нуту до 560 (регулируется рычагом 6 и пневмокра-нами).